К 50-летию Самотлорского месторождения

Поздравления

Быкова Любовь Александровна,руководитель исполкома местного отделения ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Думы города:
Дорогие наши нефтяники,люди самой мужественной и отважной профессии! Примите самые искренние слова признательности и бесконечного уважения за ваш труд,подаривший нам знаменитую нефтяную жемчужину- Самотлор, за труд,который принес мировую славу любимому нами Нижневартовску. Мы помним ваши имена,мы гордимся вами ,людьми, с богатой биографией, большая часть которой связана с нашим городом. От всей души поздравляю вас с праздником! Желаю неиссякаемой энергии,оптимизма и благополучия,грандиозных успехов в реализации новых идей и проектов.Пусть у вас будет все то,от чего радуется сердце: здоровье,тепло домашнего очага,внимание и забота любящих вас людей. Счастья и благополучия вам на долгие годы! Спасибо вам за Самотлор и Нижневартовск!
Олег:
20 лет отдал Самотлору. Сейчас живу в другом регионе, но вспоминаю постоянно те дни. Жизнь интереснее была и насыщеннее. С праздником нефтяники!
Юлия (бухгалтер):
Дорогие наши ветераны-нефтяники, с праздником. Спасибо вам за Самотлор.
Владимир Стешенко, Член РОО «Западно – Сибирское землячество» в Москве с 1998г., «Почетный нефтяник Тюменской области»:
Уважаемые коллеги! Самотлорцы! Сердечно поздравляю тех, кто вписал свое имя в эпопею освоения величайшего нефтяного месторождения, с юбилейной датой. По размаху Самотлор сопоставим, разве что, с освоением целины и космоса, но по полученному результату, равного ему нет. Не случайно такое деяние было по плечу только молодым, целеустремленным и упорным, ведь средний возраст первопроходцев составлял 25 - 28 лет. Это было замечательное время – время героев, энтузиастов – победителей. Мы должны быть благодарны судьбе за предоставленную возможность быть причастными к этому великому событию. Трудовой накал был такой силы, что не выдерживали металл и техника. Теряли мы и своих соратников, но упорно шли к поставленной цели. Мы победили, страна получила богатейшие запасы нефти. Давайте же отдадим дань тем, кто не дожил до этого замечательного события, а всем здравствующим пожелаем здоровья, бодрости, оптимизма, крепости духа и благополучия. С праздником, дорогие самотлорцы!

Случайное фото

В 2014 году команда спортсменов "Самотлорнефтегаза" заняла почетное 1 место в Спартакиаде среди трудовых коллективов г. Нижневартовска.

Случайный факт

9 августа 1972 года впервые в аэропорту Нижневартовска произвел посадку самолет ТУ-134 из Тюмени. 19 октября открылось воздушное сообщение по маршруту Нижневартовск - Москва.
Читать все факты >>>

Забьет ли вновь фонтан на Самотлоре?

 Забьет ли вновь фонтан на Самотлоре?

Крупнейшее российское нефтяное месторождение ждет реконструкции

Источник: "Независимая газета", 25 мая 1999 г.

Автор: Петр Акопов. 

 

www.nefte.ru/projekt/r6-1.htm

 

Самотлор - один из важнейших символов последних лет советской эпохи. С конца 60-х название озера в далекой югорской глуши стало известно всему миру. "Счастливые семидесятые" многим обязаны Самотлору. Его нефтяные запасы дали более 2 млрд. тонн нефти (в лучшие времена каждая четвертая тонна советской нефти была самотлорской) на 250 млрд. долл., которые шли на космос и Олимпиаду, на жилье и оборонку.
Этой весной отмечали З0-летие освоения Самотлора. Времена подъема остались в прошлом. Порой нефтяникам кажется, что государству ни они сами, ни нефть уже не нужны. В свое время в развитие региона была вложена примерно десятая часть тех денег, которые дал Самотлор. Давно уже пора заниматься реконструкцией месторождения, что позволит не только извлечь более 1 млрд. тонн нефти, но и обеспечить будущее десятков тысяч людей, жизнь которых сегодня напрямую связана с месторождением.
Сейчас на озере работает несколько предприятий, но основные месторождения разрабатывает "Нижневартовскнефтегаз", входящий в Тюменскую нефтяную компанию. На Самотлоре у ТНК три цеха добычи нефти и газа (ЦДНГ), добывающих 18 тыс. тонн нефти в сутки, из них на ЦДНГ N1 приходится 4 тыс. тонн. В год получается 1,5 млн. тонн нефти (и 1,5 млн. кубометров газа) - на 168 млн. долл. В день на поверхность выкачивается 96 тыс. тонн жидкости, из которых только 4 тыс. тонн нефти (обводнение - доля воды в извлекаемой на поверхность жидкости увеличивается). Раньше, когда добывали 75 тыс. тонн в сутки, 16 насосов целый день перекачивали нефть, сейчас качает только один насос. Но нефть еще есть - извлекаемые запасы составляют 50 млн. тонн. В цеху работают всего 100 человек - операторы, мастера, геологи, технологи, сварщики, слесари. Несмотря на падение добычи, количество работающих не уменьшилось - приходится постоянно ремонтировать скважины. Падение добычи сейчас небол!!ьшое - 4% от уровня предыдущего года. Для поддержания уровня добычи уменьшаются простои, заранее планируются потери, определяется примерное количество скважин, которые выйдут из строя. Зная это, можно представить, сколько скважин нужно ввести после ремонта. Его тоже нужно планировать с умом: скважина отказывает примерно через 100 суток. Поэтому гораздо выгодней не дожидаться 100 дней, а провести профилактический ремонт заранее, потратив 50 тыс. руб., - полноценный ремонт обойдется в 150 тыс.
На территории цеха (а это 60 кв. км) 811 скважин, из них действующих 403 (остальные - аварийные, обводненные, подлежащие ликвидации). Новые скважины не вводятся с середины 80-х, тогда же практически закончилось и обновление оборудования. Бурение одной скважины с обустройством стоит 4 млн. рублей. Но зачем бурить на промытых пластах? Важнее провести их изоляцию, тогда работать на Самотлоре можно будет еще долго. Сейчас меняют только трубы, которые постоянно прорывает. Причем, если по ГОСТу труба должна служить 10 лет, в реальной сибирской жизни она выдерживает всего год и два месяца. Не оправдали себя и дорогие трубы с внутренней изоляцией - их прорывает так же, как и обычные. Нефтяники надеются уговорить руководство установить трубы из стеклопластика, рассчитанные на 30 лет. Прокладка пяти километров таких труб стоит 4 млн. руб. (кстати, столько же стоит бурение одной скважины), что даже дешевле, чем класть трубы с внутренней изоляцией. А выгода будет не только от неизмеримо большего срока эксплуатации, но и от того, что не придется держать целую бригаду из восьми человек для ликвидации прорывов, которые случаются по несколько раз в день. Причем этих рабочих нельзя официально провести как ремонтников, и числятся они работающими на добыче.
Некоторые скважины можно вернуть к жизни и спустя годы. После 25-летнего перерыва скоро заработает и скважина N1. Недавно ставший начальником ЦДНГ N1 Сергей Климань решил расконсервировать первую самотлорскую скважину не для престижа, а просто потому, что на счету каждая тонна нефти. Судьба скважины N1 во многом помогает понять былое богатство и нынешние трудности Самотлора. Нефтеразведчики из Мегионской нефтеразведочной экспедиции пробурили ее в мае 1965 года. Восемь лет она числилась разведочной - промышленная добыча началась только в феврале 1973-го. Нефть фонтанировала, добыча доходила до 450 тонн безводного сырья в сутки. Как вспоминает самотлорский ветеран, бригадир Александр Мартын, стремясь получить как можно больше нефти, постоянно увеличивали диаметр штуцера, и через год началось обводнение. Когда осенью 1974 г. обводнение дошло до 80%, скважину остановили. К этому времени она дала более 76 тыс. тонн нефти. "Первую" поставили на ремонт, который провели неудачно. В 1996 г. скважину законсервировали. А теперь решили вернуть в работу.
В ЦДНГ N1 средняя добыча - 10,3 тонны на скважину, а максимальная - 60 тонн. Во времена расцвета Самотлора были скважины, дававшие в сутки до 1200 тонн. Сейчас же рентабельной считается скважина, дающая три тонны нефти в сутки. 96% добываемого на поверхность - вода. Но даже оставшиеся 4% нефти позволяют работать. При цене 16 долл. за баррель одна скважина дает нефти минимум на 336 долл. в день.
Тридцать лет прошли быстро. На Самотлоре по-прежнему живут надеждой на лучшее. Да и как не надеяться, если ничего другого не остается. В первые полтора десятилетия, когда добыча шла по нарастающей, стимулы, конечно, были серьезные - хорошие зарплаты, бесплатные квартиры, машины за символические деньги. Но и тогда надеялись на техническое перевооружение, на улучшение бытовых условий и знали, что ждать это нужно от государства. Сегодня на государство особенно не надеются, но помощь извне ждут - без многомиллиардных вливаний у Самотлора нет будущего. Для реконструкции месторождения нужно 8 млрд. долл. в течении 20 лет, т.е. в среднем по 400 млн. долл. в год. Сумма вроде бы гигантская, но стоит вспомнить, что Самотлор дал стране четверть триллиона долларов. Второй год разрабатывается соглашение о разделе продукции на Самотлоре, идет согласование с городскими и окружными властями, федеральным правительством, инвестором. Тюменская нефтяна!!я компания нашла западных кредиторов, готовых ссудить деньги на реконструкцию Самотлора, но, пока соглашение не подписано, говорить об инвестициях рано.
За тридцать лет на Самотлоре сняли "сливки" - легкую нефть. Но не изменилось главное - как держалось все на энтузиазме рабочих, так и держится. Все говорят, что так работать нельзя, но работают, вкалывают. Накануне августовского обвала мастер добычи получал 1000 долл., сейчас - 250. Но уходить никто не собирается. И не только потому, что идти некуда. Самотлор затягивает, не отпускает. По большому счету, для нефтяников нет разницы, чья собственность Самотлор - государственная или частная. Для них и вышки, и качалки, и латанные-перелатаные трубы - это свое, созданное собственными руками. Как же это бросишь? Вот и исхитряются, придумывая, как отремонтировать старое оборудование (скоро, правда, будет монтироваться новая система контроля за добычей), чинят бесконечные прорывы и качают, качают "черное золото". Как полушутливо говорит Сергей Климань, "алкоголики бросили пить, прогульщики - прогуливать". Это не просто трудовой энтузиазм или борьба за выживание, это - привычка, уклад. Так сложилось на Самотлоре.

 

Комментарии

Оставить комментарий:
Ваше имя
Ваш комментарий
Введите контрольные цифры